Путь в будущее . Eternal Cosmos

«Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают» (1 Цар 2, 9)
 
Следы на картине Леонида Л. Смирнова многозначны. Хотя они наделены очевидной реальностью существующего где-то за пределами нашего мира настоящего, но при всем этом в низ содержится воспоминание о прошлом и предчувствие будущего.
 
По печально оголенным и разделенным глубоким оврагом холмам затерянной в недрах Вселенной и, как нам кажется, всеми забытой планеты неизвестно когда, но, вероятно очень давно тому назад, прошли некие загадочные путники. Судя по размеру оставленных ими следов босых ног, они были огромного роста и двигались раздельно. На втором холме они встретились и, увидев друг друга, или избегая всякого контакта, разошлись. Это позволяет предположить, что между ними лежит временная пропасть.
 
Мы не знаем, кем были эти космические странники, и куда, и зачем они шли. Тем не менее, судя по отпечаткам их обнаженных стоп, это были лица, наделенные сакральной для земной цивилизации значимостью. В привычной для себя манере художник непроизвольно цитирует содержание некоторых древних античных мифов и христианской «священной истории».
 
Имя древнего италийского бога света и Солнца Януса было этимологически связано с понятием «идти», и его символом стали отпечатки ступней ног. Во многих мифах и легендах утверждается, что след, оставленный божеством, не поддается разрушительному воздействию времени. Считается, что отпечаток ступни Будды есть на священном холме в Прабате (Сиам). Мусульмане также полагают, что до сих пор сохранился отпечаток стопы пророка Мухаммада.
 
Иудейский Бог также оставлял следы, когда он еще ходил по нашей земле. В талмудическом трактате «Стопы Мессии» они означают Его путь в судный день. Хотя в раннехристианском апокрифе апостол Иоанн сетует, что не обнаружил и не запечатлел отпечатки ступней Христа, многие верят, что стопообразные выемки на валунах являются подлинными следами Христа, Девы Марии, некоторых апостолов и святых.
 
Лысые холмы на полотне Леонида Л. Смирнова – это сглаженные временем скалы. То, что на них были вдавлены следы, еще раз указывает на почти планетарные размеры и вес таинственных странников. Согласно преданию, таковыми были наши ветхозаветные Прародители. Адам и Ева имели столь громадные размеры и обладали настолько внушительной массой своих тел, что, наступая на камень, оставляли на нем след. В другом сказании, после изгнания из земного Рая Адам удалился на Цейлон. По мнению составителя знаменитого цикла сказок «Тысяча и одна ночь», отпечатки его ног можно увидеть на вершине местной горы.
 
Как бы ни домысливались герои мистического погружения художника в мегаисторию Космоса, они своим упорным шествием вдаль вызывают симпатию. Еще великий раннесредневековый мистик Псевдо-Дионисий Ареопагит учил, что «нагота и неимение обуви» обозначают «ничем не удержимую готовность» к уподоблению «простоте существа Божия». Для этого нужно было совершить духовное восхождение, часто сопряженное с великими трудностями. У южноамериканских индейцев ацтеков понятие путешествия, обыкновенно опасного и мучительного, обозначалось цепочкой следов человеческих ног.
 
Четко выделенные на картине следы, уходящие вдаль, за «западный», то есть традиционно содержащий идею смерти горизонт, могут знаменовать уход из физического мира в другое, существующее за пределами доступного нашему пониманию пространства. Это мистический знак духовного самосовершенствования человека. Климент Александрийский в образе стоп и оставленного ими следа признал изображение истинного или божественного пути. В церковном гимне Стопы Христа – это «Путь небесный».
 
Хочется верить, что оставившие в камне следы праведники могли быть наказанными и раскаявшимися Адамом и Евой, которые, завершив свой мучительный земной путь, возвращаются в Рай. Ведь их следы нправлены к ослепительному сиянию, обозначенному в верхнем правом секторе композиции. К ним уже вернулось первоначальное величие, так как следы стоп абсолютно плоские. После грехопадения люди стали слабыми и «мягкими», отчего камни начали вдавливаться в их нежные ступни, и отсюда образовалась на них выемка. А на картине ее нет.
 
После Второго пришествия Спасителя на Землю оправданные на Страшном Суде праведники «уйдут» в Рай. Поэтому контуры стоп высекали на раннехристианских каменных саркофагах, где они служили знаком Достойно проведенного земного пути и свидетельствовали о переходе в вечную жизнь на небесах. Уход без возврата, потому что следы не возвращаются, как иногда показано в древнеегипетском искусстве.
 
Следы на картине Леонида Л. Смирнова могут свидетельствовать о добрых делах оставивших их путников. Такие следы столь прочны, что не исчезают. Некий пожилой отшельник далеко ходил за водой, и посланных Богом ангел их сосчитал, чтобы воздать награду за смирение и терпение.
 
Еще одним значением следов может быть доказательство пребывания путников на этой, важной для них местности. Отпечатки своих стоп ставили паломники, посетившие храм древнеегипетской богини Исиды. Известен камень со следами пилигрима и надписью, свидетельствующею, что он побывал в храме карфагенской богини неба. Римляне также вычерчивали контур стоп после возвращения домой из длительного путешествия и на монументах, поставленных по обету.
 
Если следы на полотне принадлежат уходящим в небеса библейским Прародителям или другим персонам, достойным подобного ухода, то следы подтверждают их право на владение землей и нравственное воспитание оставшихся на ней потомков. Римская пословица гласила: «Все, что нога твоя попрет, будет твое». Стопы на палеохристианских саркофагах, помимо отмеченной выше символики, обосновывали право на их владение и препятствовали их повторному использованию. Тем самым, гипотетические следы Адама и Евы закрепляют за ними первенство и ответственность за будущее всех землян, даже если на композиции они идут не по нашей планете. Еще в ХУ1 веке на актах о продаже детей ставили отпечатки их подошв и ладоней.
 
Очень важно и, что не менее существенно, «богословски неуязвимо» в картине звучит мысль охранительной роли следов, если они были оставлены сакрально возвышенными людьми. Обнаженные ноги имеют более полный контакт с Матерью-Землей, и ее спасительная энергетика лучше проникает в человека. Ясон – герой греческого мифа о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном – перед тем, как возглавить героических мореплавателей, предстал перед царем Пелием босый на одну ногу. Средневековая индульгенция – католический документ, подтверждающий отпущение грехов, - иногда имела форму ступни Богородицы. Мария Уаньи Брабантская, еще будучи девочкой, ставила свои ножки в следы монахов цистерианцев.
 
Здесь завершаются наши размышления о возвышенном значении следов. Как почти всегда в символике, а значит, и в бинарно построенной и семантически сложной живописи Леонида Л. Смирнова, в его картине можно увидеть и другие, противоположные значения.
 
Бытовало мнение, что дьявол оставляет на снегу отпечатки своих вывернутых назад ног или, совсем не обязательно, привычных для народной фантазии и средневекового искусства, копыт. Наступить на такие следы, как и на следы прислуживающей дьяволу ведьмы, было опасно. Даже следы ритуально «нечистой» беременной женщины, или находящейся в менструальном цикле, могли повредить. Так, например, индейцы Гуайкери на реке Ориноко считали, что, если так поступит мужчина, у него сразу распухнут ноги.
 
Поэтому незнакомые герои картины Леонида Л. Смирнова, оставив столь отчетливые следы, теоретически подвергли себя опасности. Они сохранили со следами симпатическую связь и этим дали возможность темным силам нанести себе вред. Туземцы в Юго-Восточной Австралии полагали, что они способны, положив на отпечаток ног острые куски кварца, стекла, кости или древесного угля, сделать человека хромым.
 
Особенно чреватым бедами считалось повреждение и, тем более, уничтожение следа. Еще древнегреческий философ Пифагор запретил своим ученикам протыкать гвоздями следы человека. В средневековой Франции верили, что ведьма, желая нанести вред человеку, втыкает в его след гвоздь, вынутый из гроба. Но если в след, оставленный ведьмой, вонзить нож или другой острый предмет, то, пока он останется там, злоумышленница не сможет двигаться.
 
Уничтожение следа было чревато психической травмой и даже физической гибелью опрометчиво оставившего его человека. Когда греческая богиня Деметра искала свою дочь Персефону, похищенную подземным божеством, то злые свиньи наступили на следы девушки и стерли их. В этом печальном античном мифе христиане обнаружили скрытое предостережение, что дьявол, одним из зоологических воплощений которого считалась свинья, хочет стереть в человеке следы его первоначальной божественной сути.
 
Полагали, что для магических манипуляций лучше всего подходят следы, оставленные на песке, пыли, грязи, росе и снеге. Поэтому вдавленные в камень следы на рассматриваемой нами композиции трудно доступны для вредоносных деяний. Их нельзя отделить от поверхности скалы, и над снятым слепком прочитать вредоносные заклятия, которые нагоняют тоску, отвращение к любому действию и даже способны привести жертву к самоубийству.
 
И последнее.
 
Зигмунд Фрейд писал, что «ступня является древним сексуальным символом, часто встречающимся в мифологии». Это верно и по отношению к оставленным ей следам. Южно-славянские девушки брали землю из-под следов возлюбленного и наполняли ею цветочный горшок. Они надеялись, что, как не увядают посаженные туда золотистые бархатцы, так не увянет и его любовь.
 
Хочется думать, что загадочные следы на картине Леонида Л. Смирнова выражают его веру в лучшее будущее для всех людей. Для всех, шествующих по нашей и по другим планетам. Люди всегда идут к свету, к связанной с ним божественной и земной любви, и этим они возвеличиваются до космических масштабов. Апостол Павел сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор 13, 2).


lf +
xp
+