Мир предсказаний . Eternal Cosmos

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12,2)
 
На этой картине художника бег времени застыл и воцарило «красноречивое молчание». Это живописный рассказ об «неудобноподвижном на слово» (Иоанн Лествичник), умном одиночестве погруженного в свои размышления о смысле жизни человека.
 
Мы видим пустое помещение, возможно, в башне средневекового замка или аскетическую келью афонского монаха-исихаста, ожидающего возникновения на миг перед «очами» его души «постоянного и несказуемого» Божественного Света. Однако теперь там находится некая таинственная женщина. Она, как олицетворение Софии Премудрости Божией или идеи поиска истины, предается созерцанию физического света горящей перед ней свечи, воспринимая его слабым ямвлиховским «нематериальным истечением» Небесного Светоизвержения.
 
Башня обозначает возвышение над обычным уровнем жизни или духовное восхождение. Она, как обелиск, как лестница и четки, соединяет землю с небом, материальное с божественным, а ее вертикальная ориентация приближает ее к человеческой фигуре. Образ башни и образ женщины взаимно дополняют друг друга. Тем более, что узкие окна на верхнем ярусе башни мистически соответствуют человеческим глазам и расположены столь же несимметрично.
 
Пребывание внутри башни – это мистическое восхождение через погружение: чем больше высота, тем глубже подземелье. Погружением в «горнее» и «нижнее», одинаково неведомые, занята женщина, которая сидит за грубо сколоченным, залитом желтым светом и ничем не покрытым столом. Отсутствие скатерти – это знак открытости искомой героиней истины. В талмудической традиции, еврейские праведники в Раю сидят за золотыми столами.
 
На столе ярко горит одинокая длинная свеча, лучи которой наделены художником почти телесной плотностью. Они, как визуализованная вещь, как в видении «великого пророка» израильского народа Даниила проходящая перед престолом Бога огненная река, которая отлучает грешников от праведников (Дан 7,10), или как вытекшая из вулкана лава, плотной массой охватывают раскрытую книгу. В нее, совсем как в содержащее свернутую магическую потенцию зеркало, смотрит женщина. Судя по парящему над ее головой нимбу - средневековая визионерка. Известно, что сияние появлялось над головами ученых богословов, художников и поэтов в момент их творческого вдохновения. Епископ города Нола Павлин Милостивый  увидел сияние, окружающее голову Амвросия, епископа Медиоланского.
 
Женщина обращена к зрителю спиной, а от ее ног тянется загадочно изогнутый темный шлейф. Он напоминает тень, или метафизическую протоплазму, которые, как хвост или послед, соединяют человека с его прошлой внутриутробной или перинатальной жизнью. Или, точнее, с ожидающим его после ухода из физического мира вечным духовным иносуществованием.
 
Картина насыщена атмосферой конкретно неопределимого ожидания. Ожидания чего-то, что вот-вот должно свершиться. Реализоваться после исполнения некоего мистико-магического ритуала.
 
Пещера, склеп и им семантически тождественная келья, не отделены друг от друга психологической дистанцией. Все они традиционно являются зоной активного действия сверхъестественных сил. Там чаще всего становятся видимыми  как добрые ангелы, так и злые духи, демоны и привидения.
 
Для их вызова зажигали свечу. Она выражает жизнь личности, индивидуализированный «астральный свет» которой соединяется с находящимся повсеместно Божественным Светом и ему равнозначной Тьмой. Оба эти света – земной от свечи и Небесный, часть которого проявилась в нимбе над головой женщины, окрасили в золотые, желтые и красные тона ее волосы и одежду. Она вся погружена в неземном светолитии и в его потоках слышит зов Неведомой Истины.
 
Женщине ничто не угрожает, потому что большая книга, в которую она смотрит как в волшебное зеркало, символизирует обоюдоострый меч, который как и крест защищает от темных сил преисподней. Книга – это сосуд мудрости, и как легендарный сосуд с Кровью Христа – Священный Грааль, обладает огромной силой. С ее помощью осуществляется прорыв к Всемирному Свету, и совершается самопознание человека.
 
Постоянно происходящее в зеркале появление и исчезновение, как и обращение к книжному тексту и отход от него, напоминают о прерывности мира и человеческой жизни. В столь же таинственном зеркале Нострадамуса королева Франции Екатерина Медичи увидела трагическую судьбу своих троих сыновей. Так и героиня полотна Леонида Смирнова, всматриваясь в лежащий перед ней манускрипт, пытается при содействии мистического света заглянуть в будущее. Известно, что с той же целью открывали наугад Библию или, протыкая ее страницы иглой, по случайно отмеченным стихам судили о предстоящих событиях своей жизни.
 
В книге и в зеркале происходит самообнаженность знака. Они одинаково удерживают и сохраняют образы и помогают бессознательному воспоминанию. Они дают возможность человеку осознать свое существование. Мистики полагают, что умерший не видит своего отражения в зеркале. Из собственного опыта мы знаем, что заглядывая во сне в книгу, мы, как правило, не можем прочитать и понять текст.
 
Книга соединяет человека с некогда им потерянным духовным миром. Для той же цели служит идущая от ступней женщины длинная, причудливо искривленная темная тень. Это второе «Я» героини, или ее душа. Как ее зеркальное отражение или двойник, олицетворяющие подсознание индивидуума, тень связывает женщину с иным, нам (и ей!) невидимым надпространством.
 
То, что героиня картины имеет тень, свидетельствует о ее душевной чистоте и непричастности к обрядам вызывания злых сил, чаще всего справляемых с помощью свечи, зеркала и книги. В средневековых демонологических трактатах утверждается, что после отдачи души дьяволу человек лишается своей тени. Чтобы обмануть дьявола, хитрые испанские студенты продавали ему не душу, а только свою тень.
 
Женщина на картине Леонида Л. Смирнова не ищет контакта с адскими силами. Она всецело предана созерцанию света, а ко враждебной тьме обращена спиной. Ланселот – герой романа французского поэта Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь Теней» (между 1176 и 1181) сражался спиной к противнику, чтобы ни на миг не потерять из виду свою возлюбленную Геньевру, которая смотрит на поединок из окна башни. Так и наша героиня с помощью книги-меча духовно противостоит мраку греха и суеверия.
 
Шершавая, в разноцветных подтеках стена кельи олицетворяет возвышенность женщины над уровнем обычной жизни. Дева Мария воспринималась Нерушимой Стеной, и она надежно оберегает нашу героиню. Соединение образа стены и женщины показывает ее духовное совершенство. Одна из жен царя Соломона – Суламит в «Песне Песней» говорит: «Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты» (Песн 8,10).
 
Для совершенного человека время не существует. Но героиня полотна Леонида  Л. Смирнова, еще далека от платоновского «умного места», и только стремится к нему, то есть – к совершенству. Она еще не освободилась от трагического смешения души с телом, и существует во времени, потому что жива. Стены вместившего ее помещения указывают на невозможность полного выхода из физического времени при жизни и достижения абсолютного духовного развития. Только для просвещенной личности, которая благодаря особым медитативным и аскетическим упражнениям, телесно пребывая в мире, духовно уходит далеко от него, земной мир перестает быть обозначенной стенами пещерой или темницей души.
 
Завершая наши рассуждения, можно сказать, что свет свечи, раскрытая книга и круглое – символизирующее Вечность и Бесконечность сияние над головой женщины, - это удачно использованная Леонидом Л. Смирновым антитеза земного и идеального миров. Без Женщины-Матери невозможно образование и продолжение жизни, ее существование на Земле. Но чтобы она не стала убогой и обрела смысл сама для себя, она обязана знать свои космические или божественные истоки.
 
Именно в этом убеждает художник. Написанный им образ женщины-мыслителя, которая не боится тьмы и одиночества, чем-то напоминает жившую в Александрии ученую Ипатию, не испугавшуюся фанатичной толпы и погибшую, не отказавшись от истины, науки и прогресса, которая вошла в христианское предание под именем святой мученицы Екатерины Александрийской, обезглавленное тело которой ангел перенес на гору Синай.
 
Об этом следует помнить. Таких людей нужно прославлять. В Библии сказано, что «в вечной памяти будет праведник» (Пс 111,6), и художник, с помощью живописи откликнувшись на этот почтенный по возрасту призыв, написал это умное и содержащее внутреннюю правду многозначное полотно.


lf Участки в Серебряной Подкове: продам участок в подмосковье . © Иностранец? Выполнит перевод на норвежский бюро переводов у Смоленской быстро. Пишите! © Кровати из сосны по низким ценам: купить кровать в Москве . © Керосин очищенный медицинский. Очищенный керосин и рак по женски . +
xp
+