Гармония отношений . Eternal Cosmos

«Я – жена, скорбящая духом» (Цар 1,15)
 
Первое впечатление такое, что на этой картине Леонида Л. Смирнова ничто не происходит.
 
По мрачному и как бы безлюдному городу, как готический призрак, куда-то, совсем как сказано у апостола Павла «и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11,8), медленно движется высокая стройная женщина с собакой на поводке. Она не видит, а может, не хочет или остерегается замечать дома со странными, пустыми, как глазные впадины в черепе, окнами-бойницами. Незнакомка решительно отворачивает лицо от двух узких улиц-лестниц, круто уходящих вверх.
 
Две дороги – это два воображаемых направления морального выбора человека. Шествовать по ним – значит искать высшего   очищающего или обратиться в сторону, где властвуют миазмы враждебного Свету зла. Правая лестница символизирует восхождение, и ее ступени наделены важным мистическим значением. Число ступеней, ведущих в античный храм, было всегда нечетным. Для того, чтобы восхождение начиналось и оканчивалось правой «счастливой» ногой. Это существенно, так как ступня в ее символической трактовке является олицетворением души и, служа опорой для тела, она не позволяет человеку упасть.
 
В ступенях лестницы закодированы те общечеловеческие (как социальные, так и религиозные) добродетели, без которых невозможно никакое нравственное или духовное самосовершенствование.
 
Подобным (только противоположным) символическим смыслом обладают ступени левой, традиционно «опасной» улицы-лестницы. Путешествие по ней – это обманчивое или ложное восхождение. Самые выдающиеся успехи в познании законов Природы и развития человеческого общества, при их абсолютизации и некритическом восприятии, в действительности нравственно не возносят человека. Они не «вынимают» его из окружающего мира, чтобы дать возможность возвыситься и властвовать над ним.
 
В древности считали, что «злая душа» – это неразумная душа. Избравший левый путь становится самоуверенным и полагает, что возможности его интеллекта не имеют границ. Апостол Павел писал о таких людях, что они «осуетились в умствованиях своих и, … называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1, 21-22). Человек перестает бояться зла и незаметно для него самого путь мнимого восхождения превращается в недобрую лестницу, ведущую вниз.
 
Женщина, или символически олицетворенная ей душа человека, это знает. Она интуитивно, а может, по подсказке создавших ее и управляющих ею Космических или Божественных сил, осознает, как трудно сделать правильный выбор между дорогой добра и дорогой зла. Они настолько похожи, что только в идеализированных преданиях путь спасения узок и тернист, а направление к гибели – широкое и удобное. В реальности их ступени бывают одинаково удобны, чисты и гладки, что почти невозможно сразу разобраться в их истинной принадлежности. Французский ученый Паскаль Блез, который увлекался религиозной мистикой, писал, что даже научная деятельность может стать «похотью любознательности». Тем самым, жадность, даже в познании, превращается в порок.
 
Чтобы не рисковать и не вступить на ложную лестницу, незнакомка старается не замечать обе.
 
В нелегкой борьбе с соблазном и необходимостью выбора пути жизни ей помогает собака. Она тянет за собой женщину и упорно старается поскорее увести ее от опасности.
 
Во многих мифах собаки действуют как верные и преданные спутники богов. Зороастрийскому Ахурамазде они содействовали в его борьбе со злым демоном Анхра – Майнью. В христианском искусстве собаки, изображеные около Христа – Доброго Пастыря, - олицетворяют добродетели. В сюжете «Благовещения» вера, надежда, любовь и смирение порой имеют вид четырех красивых и породистых собак. Младший брат архиепископа Кесарийского Василия Великого – Григорий Нисский, который особенно интересовался местом человека в Мироздании, писал, что пес «предоставил в наше распоряжение свою честность и свое проворство, став для человека как бы одушевленным мечом».
 
Как это ни покажется парадоксальным, но фигура женщины и ее собаки, как две доминанты композиции – острая вертикаль и такая же горизонталь, - содержат в себе идею духовного оружия. Размышляя о духовной борьбе, апостол Павел часто пользовался военной терминологией.  Он призывал отвергнуть «дела тьмы» и облечься в «оружия света» (Рим 13,12). Средневековый христианский воин при помощи копья, стрелы и меча поражает дьявола. Даже Христа иногда изображали с мечом в руках.
 
Идея вертикали, будто летящей верх стрелы, тесно связана с небом и характеризует героиню полотна Леонида Л. Смирнова как одухотворенную и сильную личность, которая сумеет одержать победу над злом и вступит на правильную, достойную чистого человека дорогу или лестницу. Французский философ Гастон Башляр отметил, что «невозможно игнорировать вертикальную ось при выражении моральных величин».
 
Горизонталь – это то место, где на востоке появляется дающее жизнь Солнце. С ним сравнивали Христа, и на некоторых старых гравюрах Он показан как всадник с горизонтально зажатым кинжалом в губах.
 
Тем самым на картине Леонида Л. Смирнова раскрывается мысль, что только с помощью невидимого духовного оружия человек или его душа смогут противостоять губительным и столь же вооруженным силам Мирового Зла.
 
Сражение с ним не только опасно, но предельно трудное, и далеко не всегда венчается быстрым успехом. Многие и многие проигравшие попадают не в Рай, а становятся добычей Ада. Поэтому женщина грустна, что явно видно на ее лице, часть которого вырисовывается из-под упавшей на глаза зонтообразной и грибоподобной шляпы. Однако она в любой момент может снять шляпу и отказаться от выраженной ей сиюминутной безопасности. Тогда на нее упадут спасительные потоки небесного дождя или ему равнозначные струи Божественного Светолития.
 
Дождь, как символ или, скорее, как материальное проявление воздаяния небес, дает человеку силу победить все негативные течения, окружающие его на земле. Этой победе помогает и верный пес. Он уводит героиню вправо, то есть в сторону спасения. Как низкий луч восходящего солнца, как некий таинственный магнит, он тянет за собой героиню. Не случайно, на античных и раннехристианских памятниках изображали рядом с хозяином собак.
 
Если женщина на картине Леонида Л. Смирнова символически олицетворяет тянущуюся к небу и отвернувшуюся от земных соблазнов и иллюзий душу, то ее собака воплощает собранные в единый образ те христианские и общечеловеческие добродетели, без которых невозможно подобного состояния достичь.


lf Купить солярий бц. Помощь в выборе продажа соляриев мнения . © Покори воробьевы горы. Жаркий летний день на воробьёвых горах 28 июня 2002 года . © Тренинги бухгалтерский учет курсы. Бухгалтерский учет курсы и бухгалтерские курсы для начинающих . © риторика ораторское искусство красноречие © Мебель для прихожей луч-1. Мебель для мини прихожей . +
xp
+