Сновидение . Eternal Cosmos

«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр 15, 3)
 
Немецкий философ Лейбниц воспринимал внешний мир как вполне связный сон. Об иллюзорности нашего мира рассуждали древневосточные философы, но убедительного ответа на этот важнейший вопрос не дает даже современная наука. Поэтому нам не важно, в реальности или в сноведении, плывут корабли на картине Леонида Л. Смирнова. Существенно лишь то, что они прорываются сквозь непрозрачный белый туман, как «черная мгла прегрешений» заполнивший пространство между тревожно разорванными сине-белыми тучами и таким же холодным северным морем.
 
Туман настораживает. Мы помним, что, по преданию, он объясняется кипячением, варкой, прядением или другими действиями мифических существ, обитающих во враждебном живым людям подземном мире. Знаменитый деятель Русской церкви Нил Сорский учил, что «туман скрывает солнечные лучи», то есть совершенно необходимое для физического и духовного развития сияние Космического или Божественного Света.
 
Сквозь эту мрачную, но далеко не вымышленную, а вполне материализовавшуюся границу, оделяющую земную действительность от недоступных человечеству сфер подлинного бытия, величественно плывут корабли. Они, совсем как храмы, преодолевают море – один из самых точных символов жизни, и вместе с находящимися на них путниками устремлены в будущее.
 
В старых религиях и мифах солярные боги проходят через просторы Горнего Океана на ладьях и кораблях. В Египте, около пирамид Гизе, была найдена «солнечная барка» верховного божества Ра, почитаемого всеми Творца нашей Вселенной. С ладьей отождествляли Солнце и Луну, которым поклонялись как самостоятельным богам. Средневековые мистики в корабле увидели одушевленное существо, которое не только само стремится преодолеть нижние и верхние воды мироздания, но также помогает людям преступить пределы своего земного существования.
 
Корабль изображали как символ жизни, выходящей за пределы материального мира. Его плавание – это нелегкий переход из физического настоящего в духовное будущее. Православный подвижник Силуан учил, что человек «подобен кораблю, который ветер швыряет из стороны в сторону».
 
Такое двухфокусное видение подлинной сущности корабля дало повод воспринять его как средство передвижения душ умерших людей. Два таких батакских «корабля мертвых» имеются в Санкт-Петербургском музее антропологии и этнографии имени Петра Великого.
 
Легендарные корабли доставляли ушедшие из тела души на Острова блаженства или Вечной жизни, которые находятся где-то далеко в океане. Они ассоциировались с христианским раем, тем идеальным и вожделенным местом, где праведники находят окончательную безопасность и покой. О спасительной функции корабля напоминает его вертикальная мачта, образующая совокупно с горизонтальной реей мистический двойник креста. Мачта, как Древо Жизни, мост или лестница, способствует подъему душ в небо.
 
Направляющиеся прямо на зрителя суда художник снабдил человеческими лицами. Этим он еще раз подчеркнул спасительную значимость написанных им кораблей. Теологи давно заметили, что линия носа, бровей и глаз образует некий «скрытый крест», дословно повторяющий форму тауобразного, то есть похожего на латинскую букву «Т», креста. Немецкий средневековый проповедник Бертольд Регенсбургский говорил своим слушателям, что брови и нос напоминают букву «М». Она входит в состав фразы «божий человек», и поэтому комплекс, состоящий из носа, бровей и глаз свидетельствует о небесном предназначении каждого ведущего праведную жизнь христианина.
 
Мы постепенно подошли к заключению, что главный смысловой акцент полотна Леонида Л. Смирнова содержится в огромный и четко выписанных глазах выходящих из сновидения кораблей. Глаза – это зеркало души, как человека, таки корабля. Их символика – чрезвычайно емкая. В мифах говорится, что из глаз богов возник мир, котороый, по предположению немецкого оккультиста Якоба Беме, есть ни что иное, как попытка Бога увидеть самого Себя, потому что мир в действительности есть только Его тень.
 
Греческий философ – неоплатоник Плотин сравнил глаз с Солнцем, а немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская писала, что «глаза, которые так много видят, указывают на созвездия на небосклоне, которые видят везде». Из-за своей похожести с рыбой глаза напоминали о Христе, как Солнце Правды и Спасителе. Мистик и оригинальный, стоящий на грани парадокса символист Проспер Аквитанский оставил несколько шокирующее высказывание, что Христос – есть  рыба, сваренная своими страданиями. Она ежедневно питает и просвещает людей своими внутренностями. В средневековых изображениях Тайной Вечери на столе иногда лежит рыба. Как знак надежды на воскресение и вечную жизнь в Раю, ее фигуру помещали на сербских надгробиях.
 
В христианской иконографии глаз в центре солнечных лучей или в треугольнике с направленной вверх вершиной символически показывал Священную Троицу или Божественную вездесущую силу, которая оберегает праведных людей. В Древнем Египте в форме глаза делали охранительные «амулеты смерти» и им равные по своей магической силе «амулеты сходства». Их помещали на мумию, чтобы умерший мог видеть в потустороннем загробном царстве Осириса. На средневековом западноевропейском рисунке Глаз Бога, как небесный защитник» повис над крышами домов. Если глаз изображен над головой человека, это визуализированный его «Внутренний Бог» или высший духовный защитник, который видит цель человеческой жизни и предупреждает о предстоящих опасностях. Таким же мистическим смыслом наделены православные иконы «Недреманное Око» и «Всевидящее Око Божие». На последней иконе Христос показан в солнечном круге с четырьмя глазами, что означает четыре стороны света, озаряемые и охраняемые все видящим Солнцем.
 
Как сильно действующий оберег и несущий удачу талисман, глаза изображали на лодках. На греческом лекифе лодка Харона, мифического перевозчика, который за небольшую плату переправляет на челноке через реки подземного царства мертвых доставленные туда Гермесом Психопомпом души умерших, украшена глазом. Совсем как ветхозаветные глаза орла, которые «смотрят далеко» (Иов 39, 29), в фольклорном искусстве средиземноморских рыбаков, на носу их лодок вырезаны или нарисованы такие архаические глаза. Они должны охранять судно от капризов морской стихии и видеть косяки рыбы на большом расстоянии. Такие глаза сами иногда имеют форму рыбы. Они направляют лодку туда, где есть скопление рыб, или привлекают их к себе. Магические глаза видят, как рыбы подтягиваются к сетям, и телепатически сообщают об этом рыболову.
 
Таким сверхъестественным значением наделены глаза кораблей на рассматриваемой картине. Однако в ней содержится еще один, и при этом значительно более глубокий, философский смысл. Написанные художником глаза состоят из ромба, составленного из двух треугольников, с круглым зрачком посередине. Такой глаз олицетворяет Космический свет и Космическую тьму, как непостижимую для человеческого ума и невоспринимаемая им вечная Целостность.
 
Глаза на кораблях означают способность олицетворяемого ими человечества к духовному развитию через видение, о чем более подробно сказано в описании картины «Одна из последних Видящих». Когда христианский мистик  встречается с Богом, то проявившуюся перед ним Всевозможность он прежде всего наблюдает духовными глазами. В коптском «Мартирии святого Виктора» (III или IV век) апа говорит палачу: «Если ты сделаешь меня слепым на мои внешние глаза, у меня есть другие глаза внутри меня, которые озарят мою душу, глаза моей души и моего духа».
 
Но глаза могут быть грозными, особенно если они гетеротонические, то есть неправильно расположенные. В анонимной «Ерминии» (трактат об иконописи, начало ХУШ века) сказано, что у Христа-Судьи один глаз должен быть немного больше другого, более вытянутым и расположенным несколько выше. Такие глаза высылают особенно мощные импульсы энергии и, если они принадлежат демонам, то превращают в камень или обезоруживают. В мифологии банту околдованное лицо, веря, что глаз колдуна проник в его тело, нередко погибает. На рисунке, сделанном на основе рассказа чукотского информатора, изображен дух-убийца. Он имеет вид существа с длинными рогами и с глазами, как бы висящими на нитках.
 
В «народном христианстве» бесы появляются в виде «светлейшего глаза, величиною с кулак, в котором точно кто-то живет». Красные и «светящиеся в ночи, как тлеющие угольки» глаза средневековой ведьмы также несли вред. Существовало убеждение, что через глаза ведьмы выходит наружу ее внутренняя злоба. Истекающая из «дурного глаза» темная психическая сила настолько сильно заражает окружающее пространство, что даже цветы увядают. Когда посланная ведьмой «стрела зрения» достигает глаз намеченной жертвы, та теряет волю и подается управлению. Человек лишается способности переваривать пищу, перестает телесно и духовно развиваться, а у ребенка превращается рост.
 
Тем самым, зрячие корабли на холсте Леонида Л. Смирнова не обязательно воспринимать несущими радость ангелами. В них можно узреть далеко не безобидных возникающих из тумана демонов. Или, попеременно, в зависимости от обстановки, то тех, то других. Основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер писал в «Немецкой теологии», что каждая человеческая душа одним глазом созерцает вечное, а другим «только временное и сотворенное». Когда правый глаз души смотрит в вечность, тогда левый бездействует и как бы умирает. Но, если действует левый глаз, то от созерцания отказывается правый, и следует наказание. В средневековой легенде Христос вилами выкалывает глаз согрешившей вдове.
 
Если еще раз внимательно всмотримся в картину, то увидим, что лица на кораблях печальны, как страдающие от своего ущербного одиночества эпические демоны гор и морей. Обрамляющая контур лба дуга показывает на незавершенность женской энергии, ищущей своего дополнения в мужской. Глаза – это потаенный символ женского полового органа или раны. Но именно в этом теряется пессимистическая семантика, и картина опять приобретает торжественно-приподнятое звучание. В апокрифе Христос изрек: «Не похожие ли эти глаза на открытые раны? Истинно, истинно – через открытые раны приходит Свет».
 
Его несут корабли, и он обязательно достигнет те места и тех людей, куда плывет флотилия. Хотя корабли в потенции могут быть носителями зла, в живописной действительности Леонида Л. Смирнова они другие. Эти корабли приобщают к Вечному Свету, как живых, так и умерших людей. На первый взгляд холодная и даже печальная картина насыщенна белым цветом надежды. Апостол Павел учил: «Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (2 Кор 3, 11).


lf Сатиновое постельное белье tac детское. Сатиновое постельное белье волшебная ночь . © Vip туры и отдых на мальдивах. Отдых на мальдивах - вода, песок и беззаботность . © Где скачать уроки панк рока. Где можно скачать панк видео . © Ванна моечная нержавеющая. Ванны моечные для столовых . © Зимние шины Pirelli - Pirelli pzero . Шины Pirelli. © продажа сейфов © Все театры, шоу и концерты - театр имени маяковского . Театр Маяковского. +
xp
+