Последнее совещание . Eternal Cosmos

«Душа тела в крови» (Лев 17, 11)
 
Мистицизм – это особое состояние сознания религиозного или творчески одаренного человека, мировоззрение которого ломает традиционные рамки привычного логического мышления. Нет ни малейшего сомнения, что Леонид Л. Смирнов, создавая картину, изображающую интеллегизированную толпу больших и малых высших шляпочных грибов, пребывал в завороженном их красотой и тайной сущностью настроении.
 
Эти грибы с суггестивной отчетливостью напоминают людей, собравшихся для решения важного вопроса. Этнографы давно отметили, что обитающие в тропической Африке Каонде среди детей своих предков видели Мбода, который был грибом. Мифы американских индейцев западных пуэбло утверждают, что первые люди, как грибы, появились из земных недр, где они первоначально жили.
 
Заполнившие всю изобразительную плоскость полотна грибы ведут себя по-человечески. Они не размышляют о своем будущем по одиночке, они, рассредоточившись в группы «по интересам», о чем-то озабоченно беседуют. Однако – это не упрощенная персонификация живых людей. Смыслоразличительным признаком «грибов Леонида Л. Смирнова» является то, что они не принадлежат ни миру растений, ни миру животных. Они существуют независимо от сообщества живых людей и, сохранив сакральную дистанцию, отличаются от умерших земных биологических организмов.
 
Средневековые мистики полагали, что умершие образуют особое, с трудом умопостигаемое единство или возрастной класс. Они находятся в «плероме», то есть «полноте» мира инобытия, где каждое самостоятельное «существо» пребывает в совокупности с другими. Они загадочны и поэтому страшны, но реально существуют и «ином измерении» и способны общаться с живыми через сновидения, или пребывая в иллюзорном теле так называемых призраков. Столь же таинственны и вышедшие из недр земли грибы. Совсем как привидения, они непонятным образом двигаются, излучают свет, размножаются не половым путем и, что самое важное, могут телепатически, или, став кулинарным продуктом, влиять на психику контактирующего с ними человека.
 
Как носители сокровенных тайн, обыкновенно закрытых для трезвого рассудка, грибы привлекали внимание древних, а также средневековых и современных поэтов и художников. Китайский теоретик «искусства продления жизни» Гэ Хун признал в грибах живые и разумные существа. По его мнению, чудесные грибы линчжи, которые дают бессмертие, это карлики ростом семь-восемь вершков. Грибы вдохновляли философов и ученых монахов, которые, как и их творчески одаренные собратья, при помощи грибных снадобий переживали удивительные видения, об эстетической и познавательной стороне которых существует обширная профессиональная и популярная литература.
 
Для нас важно то, что почти все грибные галлюцинации наполнены глубоким содержанием. В той или иной степени открытости они затрагивают проблему жизни и смерти, загадку видимого и невидимого Космоса, пытаются ответить на вопрос о смысле человеческого существования.
 
Скопление грибов на картине напоминает звездную россыпь. В древности в звездах видели ушедшие на небо души умерших людей. Еще Аристотель учил о существовании некой «души растений». Здесь позволим себе высказать несколько парадоксальную гипотезу, что мы смотрим не на обыкновенные грибы, а на вошедшие в них души покинувших свои физические тела землян. Скорее всего, тех, которым были известны знаменитые грибные мистерии, участники которых «причащались» плотью и кровью грибов. Еще в античные времена верили, что боги снабдили грибы кровью, и греческий философ Диоген Лаэртский подчеркивал зависимость души от крови, из которой она якобы черпает пищу.
 
Принявшие облик грибов души прикрываются их шляпками, как зонтиками. Это делает их невидимыми для злых сил потустороннего мира и насыщает солнечной энергетикой, противодействующей тьме смерти. Еще у этрусков зонт символизировал отцовскую защиту и охранял души умерших людей от опасностей загробного мира.
 
Кроме того, зонтик повышал социальный статус человека. Известно, что знаком власти эфиопских правителей и индийских браминов был зонтик. В средневековой папской процессии также несли зонтик.
 
Гномы из западноевропейских легенд пользовались грибами как зонтиками. Первое упоминание о гномах встречается у Парацельса, который отнес их к духам земли, воздуха, воды и огня. По мнению Парацельса, они способны передвигаться в земле столь же легко, как и по воде. Этим земные духи походят на грибы и, как они, имеют власть над людьми. Совсем, как наркотические грибы, и как души ушедших из нашего времени предков.
            В композиции Леонида Л. Смирнова все шляпы грибов наделены одинаковой формой. Это объединяет уходящие в вечность гипотетические души, так как выбор шляпы означал желание быть принятым в какую-то социальную группу. А грибы, как помним, образуют именно такое уникальное сообщество.
 
В «Песни о Нибелунгах» Зигфрид добывает шапку-невидимку. Похожий на гриб сказочный леший, имеющий вид старика в широкополой шляпе, то возникает, благодаря ее свойствам, то становится невидимым. Шляпки грибов сделали невидимыми скрывшиеся под ними души. Они сплачивают души в некое психическое единство, открывая возможность к невербальному общению душ. По швейцарскому психологу Карлу Юнгу, поскольку шляпа покрывает голову, она, как правило, отражает значение того, что происходит внутри самой головы, то есть раскрывает мысли. Главный герой повести Густава Майринка «Голем» (заимствованный из еврейского фольклора и средневековой демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами) думал мыслями и испытывал переживания того человека, чью шляпу по ошибке надел.
 
Можно не сомневаться, что объединенные добродетелями или пороками души-грибы окажутся в Раю или, соответственно, - в Аду. И в том, и в другом случае их ожидает неведомое. Если почитать уникальные «Книги Мертвых», созданные в Тибете и в Древнем Египте, а также христианские «Мытарства души блаженной Феодоры», то вырисовывается картина, что там, где-то за пределами нашей физической реальности, душу умершего преследуют и пытаются ее погубить такие ужасные кармические видения или чудовища, как тибетские гневные «пьющие кровь» демоны, египетские «Глотатель теней» или «Ломатель костей», а также христианские «весьма яры и свирепы» духи, персонифицирующие различные грехи. Все они «отвратительны видом своим».
 
Посмертная встреча с ними предельно опасна и непредсказуема. В народных сказаниях грибы на земле ведут войны и до их начала собираются для выработки планов будущих баталий. Знаменитые грибные круги, встречающиеся в лесах, могут быть следом таких милитаристских конференций и военных плясок.
 
Сообщество грибов на картине Леонида Л. Смирнова неплохо укладывается в такую гипотезу. Они, совсем как в видениях жившей в прошлом веке мексиканской шаманки Марии Сабины и встречавшегося с ней мексиканского этнографа Фернандо Бенитеса, ходят, разговаривают и, хочется верить, вырабатывают самую разумную тактику поведения в загробном путешествии.
 
Также хочется предположить, что это грибы «добрые», и что их ожидает победа, увенчанная достижением общего для всех людей, растений и животных Рая. Ведь за этими грибами нет таких мрачных поступков, как за ядовитыми мухоморами и другими, содержащими токсические вещества «нарывами земли». Испанский монах Мотолиния даже предупреждал, что дьявол появляется в лесу как токсический гриб. Если такие адские грибы настолько искажают человеческую психику, что люди начинают воровать, убивать и даже посягают на собственную жизнь, то наши грибы – это души праведников. Они ничем не отличаются от еще не ставших грибами двух, уже почти не материальных, человеческих фигурок, идущих вверх по светлой спирали и уже охваченных небесным сиянием.
 
Их ожидает вечное существование. В каком окончательном виде мы не знаем, да и сам художник, их создатель, похоже, не даст ответа. Здесь каждый вправе самостоятельно домыслить содержание картины и будущую судьбу ее столь многозначных персонажей.


lf Цокольный сайдинг Novik. Сайдинг цокольный под кирпич . © Хеннеси хо экстра коньяк купить. Коньяк хеннеси . © boozoo bajou +
xp
+