Микалоюс Касперавичюс - Девятихвостая тайна. . Eternal Cosmos

«А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам» (Пс 62, 10-11) 
 
В «падающих» звездах и «хвостатых» кометах видели спускающихся на землю космических или небесных лисиц. По китайским поверьям, пятидесятилетняя лиса превращается в женщину, пятисотлетняя становится соблазнительной девушкой, а тысячелетняя принимает тело небесной лисицы, которая знает все тайны природы. 
 
На картине Леонида Л. Смирнова бесплотный Космический Разум изображен громадной, как зодиакальное созвездие, фигурой лисицы. Совсем как у затерянной в недрах Вселенной туманности, у лисы нет сколько-нибудь четко обозначенного контура. Ее почти призрачно-прозрачное сине-белое тело образовано мощными вихревыми движениями кисти, совсем как у Винсента Ван Гога, что придает образу могущественного животного космическую значимость. 
 
Как грозное воплощение античной идеи «древних проклятий», Лиса пришла в город, к его обитателям. Однако непосредственный контакт человека с внеземным или божественным разумом опасен для его психики. Такая встреча обыкновенно происходит на море, в пустыне или степи, в горах или в лесу, а также, при долгом созерцании бескрайних глубин звездного неба. Именно тогда человек задумывается над смыслом своего существования и своим местом в непостижимом для него Космосе. Отчего может необратимо измениться его психика. 
 
Разлитые в Космосе световые или, скорее, энергетические волны, как и воды земных океанов, содержат в себе загадочную идею вечной женственности и тайну постоянного продолжения жизни. Такие идеи вызывают подсознательную тревогу у мужчин. Психоаналитики давно отметили наличие скрытого страха мужчины перед лицезрением половых органов женщины, которые одновременно ассоциируются как с рождением, так и со смертью. 
 
Такой же двойственной значимостью наделена лисица в китайской и японской мифологии. На полотне Леонида Л. Смирнова она также бинарная: одновременно прекрасна и гибка, но также ее змеевидный изгиб тела вызывает тревогу. 
 
Японская богиня плодородия Инари часто имела облик лисицы, и белый лис возил на себе бога риса. Посвященные Инари храмовые лисицы будто бы обладали «естественной мудростью» и охотно помогали людям. Однако, дикие земные лисицы, которые, как помним, могли трансформироваться в сверхъестественных представительниц своего рода, считались очень опасными и даже демоническими существами. Особенную угрозу они несли для мужчин, сообразительность и ум которых часто уступает женской сообразительности и хитрости. Японцы с опасением смотрели на каждую красивую девушку, если она неожиданно выходила из леса. 
 
Для этого было основание. В Китае лисицы считались особо сладострастными. Полагали, что они могут жить тысячи лет, после чего, снабдившись девятью хвостами, которые соответствуют такому же количеству самых значимых для мужчин ритуалов, развивают в себе редкие способности чувственного обольщения. Супруги лисов никогда не переменяют одежд, но они всегда чисты и опрятны. Они столь невероятно соблазнительные, что в своих неутомимых сексуальных притязаниях могут лишить ослабевших мужей всей жизненной силы. 
 
Такая физически и нравственно опасная лисица Тамамо имела девять хвостов и, вероятно, не без их магической помощи нанесла много вреда жителям Индии и Китая. В ХП веке она обосновалась в Японии, где, став придворной дамой ослепительной красоты, с успехом продолжила свои безнравственные интриги. После разоблачения она вернула себе подлинный облик многохвостной золотой лисицы и убежала на равнину. Там она переменилась в несущую смерть скалу, губительная энергетика которой была столь сильной, что даже пролетающие над ней птицы падали замертво. Только через столетие монах Генно разбил скалу священным молотком и выгнал из нее злого демона. 
 
В Японии верили, что демонические лисицы способны внедряться в тело человека, который после этого болеет, сходит с ума и даже умирает. Такие лисицы иногда служили людям, чаще всего в большом количестве – 75 особями. Они были невидимы для посторонних и нанесшего ущерб их хозяину лишали разума или умервщляли. 
 
Именно такая грозная Космическая Лисица занимает главное место в композиции Леонида Л. Смирнова. Она не только извивается, как готовая ужалить змея, но своими большими и явно недобрыми глазами всматривается в лежащий под ее лапами сине-зеленый город. Мы чувствуем, что лисица кого-то ищет и что встреча с ней не принесет ничего хорошего. 
 
Здесь восточные мистико-символические ассоциации плавно переходят в христианскую средневековую ментальность и фантастическую иносказательность. Об адских лисах говорится в Библии. Когда ветхозаветные иудеи согрешили и Бог от них отвернулся, по опустевшей горе Сион стали бродить лисицы (Плач 5, 18). О «гнусном виде лисицы» писал епископ Ириней Лионский, а ученый монах Гуго из Сен-Виктора утверждал, что дьявол обладает внешностью лисы. 
 
Морда лисы на картине образует обращенный вниз треугольник, который в нормальном положении, с основанием внизу, символизирует огонь и стремление всех вещей к высшему единству. Но в перевернутом виде он символизирует воду, связанную с ней змею и им символически родственную блудодейственную женственность. Треугольник, увенчанный рогами, был знаком грозной и сексуально опасной карфагенской богини Танит, и на полотне Леонида Л. Смирнова треугольные уши инфернальной лисицы смотрятся как рога. 
 
Ее резко перекошенные вбок белые глаза со злыми зрачками как бы извергают некую губительную для города и его обитателей энергию. Взгляд Лисы – это взгляд «хитрого обманщика» дьявола, который ищет себе очередную жертву. Согласно средневековому «Физиологу» и скомпонованным на его основе «Бестиариям», демонический или адский лис столь долго катается в красной глине, «пока не станет похож на окровавленного». Потом он лежит, как убитый, но как только «неразумные птицы» приблизятся к мнимой падали, лис их немедленно «ловит и жрет». Из этой печальной истории следовал нравоучительный вывод: «Таков и дьявол: перед живущими он притворяется мертвым, пока в свои расчеты не заманит, да и совратит». 
 
Лиса смотрит на городскую окраину и там ищет свою жертву. Возможно, что там, вдали от городских стен, происходит кощунственный шабаш ведьм. По средневековым поверьям, дьявол туда прибывает в облике разных животных, включая лису. В Женеве судили женщину, обвиненную в колдовстве и мерзком «поклонении навыворот», связанному с осквернением христианских ритуалов и богослужебных предметов. Под пытками она «призналась», что почитала дьявольскую рыжую лису по имени Моргэ и даже целовала ее холодное и смердящее тело. 
 
В средневековой Японии верили, что лисы способны превращаться в вампиров, и в таком виде они терзают человека. Христианский святой Колетте  явилось множество демонов в обличии лис, которые стали ее бить. 
 
Одновременно адская лисица обозначала Смерть. Античные источники сообщают, что фиванцы страдали от неуловимой лисы и были вынуждены ежемесячно приносить ей в жертву своих отроков. Жители Кадмеи в конце каждого месяца также отдавали ребенка на съедение чудовищной лисе. 
 
Со смертью ассоциировался огонь. Красноватый окрас меха лисы напоминал пламя, и в Древнем Риме в лисе видели повелевающего им демона. Христиане поклонялись святому Януарию как защитнику от вулканов. Его изображали стоящим на камне, из-под которого выбиваются языки пламени похожие на длинные рыжие лисьи хвосты. Можно вспомнить, что ветхозаветный Самсон, чтобы отомстить филистимлянам поймал триста лисиц и, связав их хвостами, прикрепил к ним по зажженному факелу. Потом он «пустил их на жатву Филистимскую и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд 15, 4-5). 
 
Существовало поверье, что «злосмрадный» бес, как все поглощающая и никогда ненасытная гусеница, хочет уничтожить мистический «виноградник Божий», который произрастает в душе каждого праведного христианина. От этого люди теряют добродетели и становятся жертвами грехов и пороков. 
 
Вереница автобусов на картине, которые наподобие шеренги ползучих гусениц направляются куда-то вниз, то есть в хтонические области мира, где властвует тьма и витают недобрые силы, может быть истолкована как шествие человеческих пороков. Еще средневековые проповедники убеждали своих слушателей, что клевета подобна гусенице. Они оставляют одинаковый след своей грязной и липкой слизи. 
 
Можно допустить, что каждый автобус обозначает определенный греховный поступок. Тем более, что едут они по спиралевидной дороге, которая дублирует змеиный изгиб тела лисы. 
 
Лиса обозначала ложных пророков, которые столь же ограниченны, «как лисицы в развалинах» (Иез 13, 3-4). Об этом напоминали средневековые изображения лисы, прикинувшейся монахом или епископом. Около 1175 года французский поэт Пьер из Сен-Клу создал цикл басен о проделках умного авантюриста Лиса Рейнарда. Тот представлен лишенным совести обманщиком. В лисе видели символ предательства, и Джотто ди Бондоне на фреске в Капелле дель Арена в Падуе изобразил Иуду, целующего Христа, в ярко-желтом или по лисьи рыжем плаще. 
 
Лиса символически олицетворяла тупую разрушительную силу и жестокость. Христос сравнивал с ней царя Ирода (Лк 13, 32). По словам епископа Кирилла Иерусалимского лиса «представляет в людях коварство», а Григорий Богослов признал в ней «хитрую и неверную душу». Иногда в лисе видели воплощение глупости и жадности. 
 
Любая недобрая сила и каждый порок всеми им доступными силами препятствуют своему разоблачению. По словам автора картины появившуюся в городе Лису увидел только художник и телепатически узнал ее имя. Для Лисы это представляло опасность, потому что тот, кому известно имя, получает магическую власть над его носителем.  Увиденный и словесно классифицированный порок и его первоисточник – дьявол также избегают разоблачения, чреватого уменьшением их вредоносной силы. На картине Альбрехта Дюрера «Мария со многими животными» изображен привязанный лис. А на мозаике в средневековом соборе Сан Марко в Венеции петухи несут связанную лису, что означает раскрытый и наказанный грех. 
 
Продолжая свой рассказ, Леонид Л. Смирнов подчеркнул, что обитающая в мире его картины Лиса нашла художника, но не причинила ему вреда. Именно в этом, по нашему мнению, как раз и проявилась ее вторая, светлая сторона, о которой напоминает спиралевидность ее тела. 
 
Спираль – это архитипический знак вечности и Бога. Это знак любви, без которой невозможно возникновение и существование разумной жизни на Земле. Римский поэт Овидий писал, что во время праздника богини Цереры лиса с зажженным хвостом обеспечивала восход Солнца и способствовала обильному урожаю винограда. 
 
Лиса помогала землянам. В житие Петра Атройского рассказано, как некий пастух потерял свою козу. Игумен Павел поручил лисе, часто приходившей в монастырь, доставить козу домой. Лиса послушалась и за ночь прошла с козой расстояние в три мили. Утром пастух нашел свою козу целой у ворот загона. 
 
Несмотря на то, что в композиции главное место занимает Лиса, город, по которому она шагает, не менее, а, скорее всего, столь же символичен. Совсем как на иконах и на картинах старых европейских мастеров, он расположен на уходящих за горизонт крутых холмах и в глубоких, разделяющих их оврагах. Он весь заполнен маленькими домами, мерцающими по всей плоскости холста, как люминисцентные грибы или жучки. 
 
В Ветхом Завете и в современной глубинной психологии город содержит в себе женское начало, и на картине Леонида Л. Смирнова он удачно корреспондируется с такой же символикой зависшей над ним Лисы. Как символ материнства, город ненавязчиво подчеркивает и «смягчает» недобрую семантику «похотливой» лисы восточных мифологий. Богини – Великие Матери Рея и Кибела – носят корону с зубцами городских стен. 
 
Связанные с городом дома также выражают женский аспект мироздания. Они являются хранителями жизни, мысли, мудрости и традиций. То есть теми управляющими нашей цивилизацией признаками, которыми наделена Космическим Разумом каждая землянка. 
 
Дом символизирует союз и единство. Он знаменует семью и является необходимой точкой кристаллизации в создании различных достижений культуры. Он – символ Человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной. Христианскую церковь называют Домом Божьим, а в праведнике видели «надежный» или «толковый» дом. 
 
Тем самым на картине нет ни малейшего признака надуманной ситуационной неуместности образа «оцивилизованной» Лисы, одновременно обозначающей жизнь и смерть, грех и добродетель. Здесь, как и на других картинах Леонида Л. Смирнова, содержание полотна неразрывно связано с философским мировоззрением автора и иносказательно выражено грандиозной фигурой Космического Зверя.


Автор - Микалоюс Касперавичюс


lf +
xp
+